Провинциальный город в произведениях современных писателей При характеристике провинциального города "в свете" заявленной темы в первых строках следует отметить оригинальную повесть А. Курляндского "Город неудачников"! помещенную в журнале для детей', которая, впрочем, напоминает знаменитый роман Липскерова о последнем сне разума. Герой повести с детства мечтает попас гь в "город |неудачников». Однажды его мечта осуществляется. Перед нами возникает станция с типичной платформой, за ней знакомая дорога, а дальще – пальмы, подсолнухи, картофельные огороды - кипарисы и собственно "город неудачников» - двухэ|тажные строения, магазин "Концентраты", палисадники. Некоторые детали сообтветствуют мотивам набоковского романа «Приглашение..» - Где я? Увидев коменданта, голова тут же нырнула обратно. - Постойте! — закричал комендант. — Родригес Ривейро Себастьян Эсперанто Вивальди Карпендус Попандопуло.' Но головы и след простыл. Комендант улыбнулся. - Его давно освободили, а он все подкопы делает". Некоторые - напоминают лирические зарисовки Глеба Самойлова "Звездочет" -Вот и хорошо. Какая там звезда удачу обещает? - Полярная. - Видишь ее? - Не вижу.. - Да, - вздохнул архитектор, - старый совсем. Пора, видно, уступать дорогу тем, кто позорче. - Вижу! - вдруг закричал звездочет. Этот звездочет похож на архивариуса из небезызвестной пьесы Шварца, обитавшего в поДобном городе. Также здесь можно отмегить город Елсо из повести Ингемара Фьеля «Иохим Лис, детектив с дипломом" - пересказ которой содержится во втОрой части "Сочинений" / Европа / - с 439 жителями. Для реконструкции его карты нами были вь|писаны однажды названия всех его улиц и переулков, а также. магазинов и почтовых заведений, на них расположенных. В итоге получился слеДующий перечень: ул. Большая / па пригорке в конце Большой расположен домик Иохима Лиса и еще несколько домиков, на другом конце большой — ателье ) Крутой переулок Тихий переулок улица Малая магазин "Разных товаров" и домик Бонифатия, с садом - «Иохим видел, как Преступник убегал ~ через сад по направлению к МаЛОИ УЛИЦе ; Узусный переулок, выход из которого - на Большую улицу", почтовое отделение: городской кинотеатр / Тихии переулок; центр часовая мастерская Тима: лес, лачуга Клыка-потрошителя / юго-западная часть города, недалеко от Крутого и Тихого переулков, запасной выход в кинотеатре расположен на юг - юго-запад,'. холм и пещера шакалов. дом с привидениями; северный лес, загородные притоны. Для более подробной реконструкции внимание акцентировалось на эпизодах, дающих перемещения героев по городу. Подобная карта была восстановлена и в отношении древнего Реттерхальма - провинциального города из повести Владислава Крапивина «Выстрел с монитора" ( своеобразным продолжением которой является «Застава на Якорном поле" / - причем название города в данном случае как бы воплощает в себе один из главных мотивов повествования - мотив "возвращения”, мотив жизнетворческой памяти ( когДа оДнажДы увиДенное может повториться на другом витке спирали - в виде которой представлена, кстати, главная улица изображенного в повести города ). Да и первое упоминание о месте расположения города так же характерно - “Это был полукруглый холм. Лесистый, сумрачный. С обрывистым выступом над водой. Выступ напоминал забрало рыцарского, колючим гребешком украшенного шлема. Кромка "забрала" была без леса ломаный гранитный край... метров сто, наверное. Затем мальчик и пассажир увидят силуэт на берегу “маленькая тонкая фигурка со склоненной головой..." Реттерхальм население — около двух тысяч жителей; топографические приметы: холм овраги и рассселины с каменными мостами / неск. /; Восточный овраг; остров КитовыЙ; частные здаНИя1: церкви замки ( два ) артеллерийский форт 1 один 1 театр; школа / Реттерхальмская мужская гимназия /; библиотека; улицы: направление - перпендикулярно от подножья к вершине холма особенность - главная улица в виде спирали / витки, этот символ распространится дальше и на характер сюжета/; Набережная; здание магистрата; улица Булочников / окраин. /: Лодочная улица / частн. /; Южный городской парк; пл. Трамвайная; пл. Маячной башни / на вершине холма /. Завершает этот ряд описаний небезынтересная повесть современного писателя Анатолия Курчаткина "Записки экстре-миста". Сюжет повести несложен - в городе провозглашено про-ведение метро. Строительство метро - основная, генеральная линия повествования, основная стратегия развития сюжета /так, героиню по-вести зовут Веточкой /. Неудивительно, что ассоциативно это строительство связано прежде всего с темой и эстетикой будущего. Автор повести настойчиво подчеркивает: светлые залы, прекрасные художественные галереи, безупречно выверенные линии туннелей - все предназначено для того, что-бы этим подарком "воспользовалось" новое поколение, поко-ление детей строителей. Впрочем, через несколько дней выясняется следующее - влас-ти не заинтересованы в строительстве метро„больше того-такое строительство безусловно противоречит их планам. Мораль этой грустной повести проста - между первым спуском "добровольцев" и завершением строительства проходят десятилетия, но власти не становятся благороднее - они по-прежнему одолеваемы мистическим ужасом перед "подземным дворцом".