Сеанс одновременной игры Остапа Бендера в Нью-Васюках На правом высоком берегу - город Васюки... В городе 8 тысяч жителей, государственная картонная фабрика с трехсот двадцатью рабочими, маленький чугунолитейный, пивоваренный и кожевенный заводы. Из учебных за- ведений, кроме общеобразовательных, лесной техникум. Из путеводителя по Новым Васюкам / 1926 г. / 22 июня 1927 года на стенах лавок и питейных заведений г.Васюки появились рукописные афиши, возгласившие о том, что в город с занимательной лекцией приехал известный в Европе гроссмейстер / старший мастер / О.Бендер; здесь же сообщалось, что в шесть часов вечера в клубе "Картонажник" состоится сеанс одновременной игры на ста шестидесяти досках, который дает гроссмейстер за почти символическую плату / 50 копеек /. Афиши расклеивает ближайший друг Бендера - пайщик-концессионер Ипполит Матвеевич Воробьянинов, он же - Конрад Карлович Михельсон, он же в дружеском обращении - Киса. Напомним: после неудачного дебюта в качестве выпускника художественного училища на пароходе "Скрябин" Остап Бендер с "мальчиком" были высажены накануне с бор- та плавучего судна близ города Козьмодемьянска / действительное название Васюков /. Ночь пайщики-концессионеры провели на городской пристани при свете керосиново-го фонаря. С утра бывший предводитель дворянства налепли- вал на стены Васюков афиши, а сам технический руководитель отправился непосредственно в городскую шахматную секцию, "которая почему-то размещалась в коридоре управения конно-заводством". На стенах шахсекции он замечает фотографии беговых лошадей / это подсказывает "комбинатору" тему "Четырех коней" /, а под ними - большой журнал с надписью "Достижения Васюкинской шахсекции за 1925 год" / очевидно, в 1926 году достижений отмечено не было /. Собравшимся под крыло гроссмейстера в составе двенадцати человек любителям Остап сообщает, что после участия в Карсбадском турнире решил дать сеанс одновременной игры в Васюках, а затем организовать здесь и международный шахматный турнир, - на который должны прибыть, в частности, Эммануил Ласкер, Александр Алехин, Хосе-Рауль Капабланка-и-Граупера, Акиба Рубинштейн, Нимцович, Рети, Мароцци, Тарраш, Видмар, доктор Григорьев и другие легендарные шахматисты. "Кроме того, обезпечено и мое участие", - замечает Бендер - и разворачивает перед потрясенными васюкинцами удивительную по красоте программу действий, которая предусматривает: а / Строительство железнодорожной магистрали Москва - Васюки; б / Строительство новых гостиниц для размещения гостей; в / Поднятие сельского хозяйства "в радиусе на тысячу километров"; г / Развитие рыбоводства / для обезпечения гостей икрой /; д / Строительство дворца в тридцать три этажа, в котором будет проходить турнир; е / Основание аэропорта "Большие Васюки" с постоянным отправлением самолетов и дирижаблей во все стороны света, включая Лос-Ангелос и Мельбурн. "Ослепительные перспективы развернулись перед васю-кинскими любителями, - пишут дальше Илья Ильф и Евгений Петров, - Мраморные лестницы ниспадали в синюю Волгу. На реке стояли океанские пароходы. По фуникулерам подымались в город мордатые иностранцы, шахматные леди, австралийские / из Мельбурна, очевидно - И.П. / поклонники индийской защиты... жители бассейна реки Амазонки... сибиряки и одесситы". Из фешенебельной гостиницы "Проходная пешка" появляется титулованный Хосе Рауль Капабланка, навстречу ему из аэроплана спешит доктор Григорьев. Спускается с небес на парашюте великий шахматный теоретик Эммануил Ласкер в зеленых носочках. С каждого из двенадцати васюкинских вокзалов на просмотр турнирных партий устремляются тысячи шахматных любителей. "Жители Москвы, стесненные жилищным кризисом, бросятся в ваш великолепный город, - развивает свою мысль Остап, - столица автоматически переходит в Васюки. Сюда переезжает правительство. Васюки переименовываются в Нью-Москву, Москва - в Старые Васюки... Нью-Москва становится эле-гантнейшим центром Европы, а скоро и всего мира... а впоследствии и Вселенной". Все тридцать сеансовых партий Остап начинает ходом е 2 - е4. На третьем ходу выясняется, что Остап играет восемнадцать Испанских партий, а в остальных двенадцати противодействует избранной черными Защите Филидора / "..если бы Остап знал, что он играет такие мудреные партии и сталкивается с такой испытанной защитой, он крайне бы удивился. Дело в том, что он играл в шахматы второй раз в жизни" /. Все тридцать партий заканчиваются поражением лектора. И вот как это было. 19.35 Гроссмейстеру ставит мат охаянный на лекции брюнет / произнесший при этом "знаменитую" фразу - "Вам мат, товарищ гроссмейстер" /. 19.45 Остап проигрывает еще десять партий. 20.05 Участник Карлбадского турнира проигрывает еще пятнадцать партий, а затем - еще три. Таким образом, проиграно двадцать девять партий из тридцати возможных. Бодрое настроение, с которым Остап час назад всходил на эстраду шахматного клуба, осталось только в воспоминаниях. Вокруг гроссмейстера все теснее смыкаются васюкинские любители. К тому же одноглазый соперник Бендера внезапно обнаруживает пропажу своей любимой ладьи. - Только что на этом месте стояла моя ладья! - восклицает он. - Что вы мне морочите голову?.. Если сдаетесь, то так и говорите! - Позвольте, товарищи, у меня все ходы записаны! - Контора пишет. Все же, несмотря на вразумления Остапа, предводитель васю-кинской шахматной секции требует выдать ему заветную ладью. В ответ гроссмейстер производит памятное орошение лица одноглазого любителя шахматными фигурами, среди которых, вероятно, находится и требуемая ладья. Следующим движением герой швыряет в лампу шахматной доской и, нанеся несколько ударов по лбам и челюстям васюкинских любителей, выбегает на улицу. "Был лунный вечер. Остап несся по серебряной улице легко, как ангел..." - замечают авторы. Сзади следуют не в меру разгоряченные любители с криками "Держите гроссмейстера!" Остапу удается благополучно добраться до из четырехсот ступенек состоящей лестницы, которая ведет на пристань. На шестой площадке его ожидает неприятный сюрприз в виде двух любителей, пробравшихся сюда окольными тропами; сзади в это время накатывает разъяренная толпа поклонников Защиты Филидора - они бегут по лестнице, стуча как кегельные шары. - Вот я вас сейчас, сволочей! - обращается Остап на бегу к лазутчикам с шестой площадки. В мистическом испуге те переваливаются за перила и скатываются вниз по склону. Путь, как говорится, открыт, и Остап безпрепятственно выбегает с лестницы на берег. Справа сын турецкоподданного замечает лодку с идиллически сидящим в ней Ипполитом Матвеевичем. Остап занимает место у весел и отчаливает от берега. Однако преследователи нагоняют героев в большой лодке, в которой находится около тридцати человек / очевидно, все участники сеанса одно-временной игры /. Преследователями командует одноглазый любитель - "его единственное око сияло в ночи как маяк". Обе лодки идут вниз по течению, расстояние между ними стремительно уменьшается. - Господа! - восклицает Ипполит Матвеевич, - неужели вы нас будете бить? - Еще как! - сулят любители. При попытке последних перебраться на лодку гроссмейстера и его до поры верного друга, барка терпит крушение: поклонники Защиты Филидора густой массой наваливаются на ее правый борт, барка получает крен и "черпает" воду. - Осторожней! - раздается писк одноглазого капитана. Этот одинокий крик в ночи доносится с опозданием. "Слишком много любителей скопилось на правом борту васюкинского дредноута", - замечают Илья Ильф и Евгений Петров. Общий вопль раздается на великой русской реке. "Уау!" - стонут шахматисты протяжно. Барка переворачивается. Остап обращается к мокрым любителям с итоговой речью. Пижоны! - прежде всего остального отмечает он, - Что же вы не бьете вашего гроссмейстера? Вы, если я не ошибаюсь, хотели меня бить? Вы понимаете, васюкинские индивидуумы, что я мог бы поодиночке вас всех утопить, но я дарую вам жизнь... Эх вы, пижоны, пижоны.. Вы же просто не умеете играть! Едем, Ипполит Матвеевич, дальше. Боюсь, что Васюки центром мироздания не станут. Я не думаю, чтобы мастера шахмат приехали к таким дуракам, даже если бы я их об этом просил.